Блог о Рэйки

Рейки – энергия жизни. Обучение Рейки.

Кто такие самураи и почему это важно знать практикущему Рэйки Усуи?

DSC_0033Из истории Рэйки мы знаем достоверно, что Микао Усуи происходил из Самурайского сословия. Чтобы лучше понять систему Рэйки, которую он подарил миру, мы решили отправиться на выставку самураев в Санкт Петербурге.

В Японии, как нам известно, более тысячи лет существовало военное сословие, что оказало огромное влияние на историю, традиционную культуру, да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии.

И первое, что привлекает наше внимание на выставке – это доспехи и оружие воинов.

Вот оружие в руках самурая – длинное древко и немного загнутый наконечник, острое лезвие, может, чем-то отдаленно напоминающее серп. Это одно из самых старых видов оружия, известных в Японии вообще.

Называется нагината. Нагината на поле боя выполняла любой подсекающий удар. То есть, этим острым лезвием самурай подрезал ноги своему противнику или его боевому коню.

Но, что интересно, нагината бала основным оружием женщин и девушек исключительно из самурайского аристократичного сословия.

Девушку к тому моменту, как она становилась взрослой и была готова выйти замуж, учили обращаться с нагинатой, причем все техники, рассчитанные именно на женщин, сохранились до наших дней.

Нагината составляла очень важную часть ее приданого, и в течение всей остальной жизни хранилась дома, на тот случай, если будет необходимость защитить свою жизнь, а главное, жизнь своих детей.

Причем, она хранилась в той части дома, куда врага пустить нельзя, пусть даже ценой своей собственной жизни, а именно – при входе в дом с внутренней стороны возле самого потолка, над порогом. То есть, в случае необходимости – с нагинатой в дверном проеме, до конца.

Вот еще один самурай с нагинатой. То, что у него в руках, для нашего глаза непривычно. Смотрите, опять же, длинное древко, с длинным металлическим наконечником. На наконечнике несколько десятков шипов, с загнутыми острыми краями.

DSC_0034

Если в случае с нагинатой все понятно – будем подрубать, как думаете, что это шипастое орудие способно сделать? Обратите внимание на нашего самурая, с головы практически до самых пят он плотно закрыт доспехами.

Сверху доспех покрыт шелковыми шнурами, которые соединяют между собой металлические пластины. А теперь посмотрите на ту часть доспеха, которая называется котэ, она закрывает руку воина от запястья до плеча.

Кольчуга присутствует практически на каждом доспехе. Так вот, с помощью этого острого шипастого оружия воин цеплял противника или за шипы на кольчуге, или за шнуры на доспехе. Шипы с загнутыми краями, они запутываются в шнуровке, затем делается резкий рывок и противник падает на бок, на спину, или как-то еще, а затем можно действовать уже иным оружием.

Когда в Японии наступил мир, надолго, на два с половиной века, это оружие с шипами использовали все равно, и очень часто, но уже не самураи, которые не участвовали в войнах, а полицейские.

Это японский вариант наручников. Представляете себе японца, одетого в традиционную национальную одежду, кимоно или в широкую черную куртку – хаори, тоже короткий широкий рукав.

Так вот, начинает кто-нибудь буянить, шуметь, руками размахивать, к нему подходит полицейский с таким оружием, на уровне его рук делает два-три движения, и его руки фактически связаны, словно на него наручники надели.

Потому что широкие рукава одежды наматываются на шипы. Это очень удобно. Потом, потягивая древко этого оружия, его можно вести за собой.

Самураи широко использовали копья. Вообще, японских копий несколько десятков разновидностей.

Например, дзюмондзи – острый, вытянутый как нож наконечник. Дзюмондзи рассчитан на то, чтобы проколоть доспех своего противника, где-то между пластинами, там, где соединяются его детали.

Или, похожий на европейский меч, острый с обеих сторон, насаженный на длинное древко, называется по-японски оми. Оми использовали как нагинату, для того, чтобы что-то порубить.

 

Кто такие самураи и откуда они появились?

Вообще, само сословие окончательно сложилось к 12 веку нашей эры. Слово самурай, от японского глагола «sameru», что означает «служить», но не просто служить, а служить вышестоящему лицу. То есть, каждый самурай – это слуга.

Изначально самурай служит своему господину, получая взамен землю, то есть, они являются феодалами, владельцами этой земли.

DSC_0041      DSC_0037

Самурай служит господину с оружием в руках на поле боя, это ясно, но это служение не только в бою, оно распространяется на все сферы жизни, на какие только возможно. Степеней такого служения, званий, существовало больше 30, самое почетное – хранитель меча своего господина, менее почетное – хранитель веера.

Веер, кстати, тоже может быть боевым, это сложенный веер, который самурай носил за поясом, и с в случае необходимости, если при себе нет мечей, пользовался им как оружием. Или это веер сигнальный, на достаточно длинном древке широкая пластина.

Итак, хранитель меча, хранитель веера пониже, далее идет какая-нибудь очень низкая степень служения, а называться она могла так. Просто представьте это в своей голове... «Подаватель первого глотка воды утром», то есть, как называется эта должность, такую функцию самурай и выполняет.

Вот просыпается господин утром, глаза открывает, есть специальный человек, который стоит уже на страже, подносит ему попить чашу с водой, причем неважно будет он ее пить, сделает глоток или нет, самое главное, то, что он слуга, и это проявляет.

В первую очередь, когда мы произносим слово «самурай», имеем в виду, что он слуга.

Что имеем во вторую? Если мы имеем в виду самурайское сословие, то старшим среди этого сословия является человек, имеющий должность сёгуна.

Сёгу́н (яп. 将軍 сё:гун) — в Японии назывались люди, которые реально (в отличие от императорского двора в Киото) управляли Японией большую часть времени с 1192 года до периода Мэйдзи, начавшегося в 1868 году.

Теперь разберемся с одной вещью: смотрите, битва при Сэкигахаре, 1600 год. Через три года сёгуном Японии становится Иэясу Токугава, вот его доспех перед вами. И династия Токугава будет править страной два с половиной века, то есть один и тот же клан сменяет друг друга, один сёгун за другим.

Именно вот эта эпоха – это эпоха мирная. Почему эта эпоха так важна? Дело в том, что до 1600 года, до этой последней битвы вся история Японии абсолютно – это история войн. Примерно до 9 века японцы воевали с местным коренным населением японских островов – с айнами.

К 9 веку земля была отвоевана, и тогда начали складываться военные дома - будущие самурайские кланы. И все остальные войны – это войны друг с другом.

Помните, вы изучали в школе на уроках истории Киевскую Русь? В те времена карта нашей страны была похожа на лоскутное одеяло, то есть, площадь страны поделена на маленькие-маленькие княжества. Примерно, то же самое и в Японии. Но если у нас были княжества, то у них - провинции.

Эти провинции находились в состоянии постоянной вражды. До тех пор, пока вся страна не была объединена под властью одного человека. В 1603 году им стал Иэясу Токугава, войны раздора закончились.

DSC_0042     DSC_0048

А что стало с самураями?

Вот представьте, есть самурай, человек из военного сословия, войн никаких не ведется, вот как вы будете судить о качествах профессионального военного? Если войн нет. Что можно сделать такого, чтобы как-то себя проявить?

Каждый самурай живет в соответствии с кодексом Бусидо. «Буси» - означает воин, а «до» - дорога. Самурай согласно ему всегда должен быть готов к приходу врага, неважно, появится враг или нет, главное быть готовым.

Для нас, современных людей, такие умения, как, например, умение читать, писать, считать – невозможно представить человека без всего этого. Точно так же, как для нас естественно все это, для каждого самурая естественны следующие вещи: знание философии и умение философствовать, умение слагать стихи и умение заниматься изящными искусствами.

И вот если, как мы сказали, в первую очередь, самурай – это слуга, то, во вторую очередь, он воин, но у этого воина меч в одной руке, а кисть для каллиграфии – в другой. То есть это воин, который занимается еще и изящными искусствами.

Вообще, если говорить о самураях, об этом военном сословии в Японии, то их называют феноменом, то есть чем-то таким, чего в истории никогда не было. Почему? Именно поэтому. Потому что, если мы с вами берем европейских рыцарей, все равно ничего подобного мы не увидим.

Так вот, в мирную эпоху, допустим, самурай способен написать стихотворение. Стихотворение великолепное, прекрасное. Что это скажет о нем, как о человеке? Это значит, что он сам также хорош, как и его стихотворение. Поскольку был бы хуже, и стихотворение бы хуже получилось.

Или он, например, несколько часов занимался икебаной. Икебана – это искусство составления букетов, достаточно сложное, с учетом десятка правил. И вот он занимался два-три часа икебаной – у него получилась идеальная и совершенная композиция, что означает это? Это значит, что из него получится прекрасный и талантливый военачальник, вам понятна логика?

Сложно составить икебану? Сложно. Если будет необходимость, он войска на поле боя также вдумчиво расставит. В случае с букетом – получится красота, в случае с войсками – победа. То есть за это в мирную эпоху наш самурай будет удостоен какой-то высокой должности. За свои успехи в живописи, в искусстве и т.д.

То есть, еще раз повторю, в первую очередь самурай – слуга, во вторую – воин, с мечом в одной руке и с кистью для каллиграфии в другой. Здесь, кстати на доспехе сёгуна, я хочу обратить ваше внимание на две вещи. Во-первых, это дракон, как символ власти, украшающий шлем.

DSC_0035     DSC_0051

Кстати, это натуральная величина дракона, в Японии считается, что они совсем небольшие, как крупные ящерки. И еще, обратите внимание на обувь. Обувь на доспехе нашего сёгуна выполнена из медвежьего меха. Это очень дорогое удовольствие. И уж если не сёгуну, то только кому-то, очень сильно к нему приближенному, такое удовольствие по карману.

Когда Иэясу Токугава становится во главе страны, наступает мир: все земли объединены, но объединять эти земли начал за несколько лет до него, пожалуй, самый известный самурай в истории Японии по имени Ода Набунага.

У меня возник вопрос по поводу размеров доспехов. Они мне показались слишком маленькими. Средний рост самурая составляем примерно 150-160 сантиметров. Раньше вообще все были ниже ростом. Вот как раньше, 200-300 лет назад японец отличался от европейца, примерно такая же разница сохранилась и сейчас. Поэтому пусть размер доспехов вас не удивляет.

Перед нами доспех великого объединителя Японии. На драконов мы внимание обратили, а теперь давайте обратим внимание на маску. Как вы считаете, зачем самураю нужна маска? Защищает от стрел, например. Она металлическая, сверху покрытая лаком. А еще какие версии? Пугать?

DSC_0043       DSC_0044

Вот по поводу пугать: жизнь великого объединителя, военачальника Ода оборвалась в 42 года. Он к этому моменту являлся фактически хозяином всей центральной части страны. Но один из его ближайших генералов решил его предать, захватить власть.

И вот когда он с очень маленьким числом своих приближенных находился в одном из монастырей, этот монастырь окружили, и начался штурм. И когда Оду стало понятно, что он проиграл, он ушел из жизни единственным для самурая благородным в такой ситуации способом.

Он совершил сэппуку. Чем отличается сэппуку от харакири я расскажу в конце. Так вот каждый самурай ежедневно, ежечасно готов жизнь свою отдать за господина. Служение для него – главное, смерть вообще для мужчины, для воина, на поле боя с оружием в руках – это смерть почетная. Это правильно пройденный путь.

Пугать такого человека маской с усами, зубами, клыками – глупая надежда. Кстати, усы выполняют функцию статуса, это некие погоны, чем длиннее и гуще усы, тем более статусный начальник. И не все доспехи эти усы имеют.

DSC_0045    DSC_0046

Маска выполняет еще одну очень важную функцию. Вот кто на поле боя будет самым простым противником, кого победить будет проще? Кто старше или кто моложе? Тот, кто моложе, потому что, может, он идет в первое сражение, у него опыта нет. Молодой самурай, отправляясь в бой, закрывает лицо маской в виде лица старика со шрамами и морщинами, чтобы враг не знал, что он молод и не использовал его молодость как преимущество.

Тогда зрелый самурай, опытный, у которого свои шрамы есть, закроет лицо маской европейца. Удивились? Я тоже. Были популярны в это время маски с лицами европейцев. Японцы полагали, что европейцы, мягко говоря, не очень симпатичные люди, это одна причина.

А вторая причина – лицо европейца и облик самурая – это две несовместимые вещи. То есть можете представить – человек с головой белки!

Когда Оду был очень юным, т.е. ему было буквально 14.15 лет, у него было прозвище, Демон, хозяин ночного неба, т.е. фактически хозяин ада, если переводить на русский вариант, а называли его Большой дурак из Авары.

Авары – это его провинция, а дурак – не потому что был глуп, нет, он был очень умен, а потому что был очень эксцентричным. Он совершал поступки, которые окружающие не понимали. А вот Большой дурак, потому что Ода был очень и очень высок, его рост составлял 174 сантиметра.

Сравните, на фоне 150-155 сантиметров у остальных, т.е. на голову выше. Если посмотреть с другого конца зала, это будет заметно. Вообще, все доспехи на выставке – это доспехи даймё.

«Даймё» дословно переводится – «знатный», князья такие. По доспехам князя вы всегда легко понимаете, какой перед вами клан. Обращаем внимание на шлем: здесь нарисован дымник, это родовой знак клана Ода. Вообще это может быть все, что угодно. Трёхлистник – клан Мацудайра. То есть, по княжескому доспеху, если знаем всю эту геральдику, знаки, то кто перед нами находится понять легко.

Один из самых важных залов выставки и один из самых красивых – он посвящен мечам. расскажу о мечах в следующем посте.

Прошу поделиться с друзьями в соцсетях. Нажмите на все кнопки и оставляйте свои комментарии. Что вам известно про самураев?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Тэги: , , , , , ,

Эта запись была опубликована в 16 декабря 2012 в 07:07 и размещена в Моя история про Рэйки, Новости. Вы можете отслеживать ответы через RSS 2.0 поток. Вы можете оставить ответ, или трэкбек со своего сайта.

Комментарии WordPress

17 комментариев к “Кто такие самураи и почему это важно знать практикущему Рэйки Усуи?”

  1. Сауле пишет:

    Ира!
    Очень интересная и полезная статья
    Благодарю!!!

  2. Максим Войтов пишет:

    Спасибо! Познавательно и поучительно.

  3. Татьяна пишет:

    Что же такое сэппуку?

  4. Наталия С пишет:

    Интересно прикоснуться к истории и культуре Японии. Очень познавательно.

  5. Валентина пишет:

    Ирина,БлагоДарю! Очень интересно узнать новое!!!

  6. Людмила пишет:

    Потрясающая информация! Какой тонкий подход к воспитанию самураев! А самое интересное в том, что они до сих пор следуют традиции. Я думаю что они слабее не стали и в неше время.

  7. Svetlana Fonseca пишет:

    cAмурA Я .
    Культура японцев существенно обогатилась за счёт своего северного противника. Традиционная религия японцев – синтоизм – обнаруживает очевидные айнские корни; айнского происхождения ритуал харакири и комплек своинской доблести «бусидо»,обряд харакири (сэппуку имеет своим прообразом айнский обряд пере, а важнейший и священнейший комплекс Синто, три императорские инсигнии, «меч,зеркало и магатама, яшмовые подвески (почти полностью совпадают с ритуальным комплексом айнов: палицей вождя (сэкибо), дискообразными символами солнца(причем в обоих случаях солнце (женское божество) и той же магатама…»
    Представители привилегированного сословия самураевв Японии являются на самом деле потомками айнов (а нам везде показывают самураев исключительно монголоидного типа – см. фото). Поэтому черты лица упредставителей правящего класса часто сильно отличаются от современных японцев.Самураи – потомки айнов – приобрели такое влияние и престиж в средневековой Японии, что породнились с правящими кругами и привнесли в них кровь айнов, в товремя, как остальное японское население было, в основном, потомками монголоидов. Поэтому неудивительно, что набольшее распространение свастика получила в японской геральдике. Её изображение является моном (гербом) многих самурайских родов – Цугару, Хатисука, Хасекура и других. Вместе с тем, айнов постигла ужасная судьба – такая же, как позже и индейцев в Северной Америке. Начиная с XVII века, они подвергались безпощадному геноциду и принудительной ассимиляции, и вскоре стали национальным меньшинством в Японии. Их, как и динлинов в Китае , выдавливали со своих земель южные «соседи». В настоящее время в мире насчитывается всего лишь 30 000 айнов.
    Несмотряна самоуправство некоторых купцов и казаков, айны (в том числе и эдзоские)искали у России защиты от японцев. Возможно, бородатые большеглазые айны увидели в пришедших к ним людях естественных союзников, столь резко отличавшихся от живших вокруг монголоидных племён и народов. Ведь внешнее сходство наших землепроходцев и айнов было просто поразительным. Оно обмануло даже японцев. В их первых сообщениях русские упоминаются как “рыжие айны”…» Хоккайдо – это, на самом деле, историческая территория проживания айнов, скоторыми японцы вели кровопролитные войны, стараясь покорить этот мужественный народ …

  8. Svetlana Fonseca пишет:

    Айны. Загадочное племя, из-за которого учеными разных стран сломано великое множество копий. Белолицые и прямоглазые (мужчины к тому же отличаются сильной волосатостью), айны по своему внешнему облику разительно отличаются от других народов Восточной Азии. Они явно не монголоиды, скорее тяготеют к антропологическому типу Юго-Восточной Азии и Океании. Охотники и рыболовы, на протяжении веков почти не знавшие земледелия, айны тем не менее создали необычную и богатую культуру.Именно там зародилась так называемая дзёмонская культура, или, культура “веревочных узоров”, носителей которых ныне все чаще и чаще отождествляют с древними айнами. Уже отмечалось, что их фольклор, резьба и скульптура, мелодии и танцы необычайно красочны и своеобразны. А орнамент, которым они украшали и посуду, и ткани, и резьбу, позволил ученым выдвинуть хотя бы частично обоснованную гипотезу о происхождении айнов. орнаментика современных айнов и древнего населения Японских островов, в основе которой лежит кривая линия, конкретно – спираль”.Аборигены Японских островов, южного Сахалина и Курил, айны называли себя различными племенными именами – “соя-унтара”, “чувка-унтара”. Слово “айну означает только “человек”. Японцы называли айнов словом “эбису”. Как указывает советский ученый С.А. Арутюнов, айнские элементы сыграли существенную роль в формировании самурайства и древней японской религии – синтоизма.

  9. Наталия С пишет:

    Светлана, Ваш комментарий замечательное историческое дополнение к Ирининой информации! Если поглубже покопаться в истинной истории нашей планеты, то истоки и прародина “РэйКи” может оказаться исконно нашим, вернувшимся окольными путями домой.

  10. Наталия пишет:

    Одно уточнение: не была Русь разбита на маленькие княжества, хотя это и вбивалось нам в головы, и вбивается по сей день.

  11. Света Литвиненко пишет:

    Очень глубокая статья,с неожиданного ракурса показаны вроде бы понятные раньше вещи .я рада что есть много преданий и исторических фактов

  12. Юрий пишет:

    Спасибо. Дедушка много рассказывал и самураях… Да и катана висит на стене…

  13. Mikhail пишет:

    Самурай – казак-славянин. Самурай, значит: С Амура я.

  14. Mikhail пишет:

    Китана – ограждающая.Кита – по-славянски, значит ограда.

Оставьте комментарий к Ирина Козлова

 
Комментарии FaceBook
Комментарии ВКонтакте